Восстановление речи после ОНМК
Важное место в реабилитации больных с ОНМК занимает восстановление памяти. Сначала такие занятия проводит помощник, затем сам больной. Занятия с помощником подразумевают игры. Очень полезны так называемые “пальчиковые игры”, то есть игры, где вместе с произношением надо подключить и загибание пальцев (например “Сорока-воровка”). Подобным образом можно “разыгрывать” практически любые стишки, сопровождая их чтение различными движениями пальцами (можно сжимать пальцы в кулаки, хлопать в ладоши, щелкать ими и т. д.). Эти занятия оказывают комплексное воздействие: больной вместе заучивает стишок наизусть (это упражнение для памяти), старается правильно, в соответствии с произносимыми словами, повторять все жесты (это тренирует внимание), а все манипуляции, которые производятся с его пальцами (поочередное их сгибание, лёгкое поглаживание, растирание), оказывают сильное стимулирующее воздействие на восстановление речи, т. к. на пальцах рук располагаются точки, непосредственно связанные с речевыми центрами головного мозга. Многие упражнения, направленные на восстановление интеллектуальных способностей, можно проводить с больным “без отрыва от производства”. Например, во время уборки в его комнате, за едой, в ванной можно играть с ним “в слова”. Вариантов этой игры существует великое множество. Например, игра в “грузить пароход”. Правила просты: помощник и больной поочерёдно “нагружают пароход” всеми пришедшими на ум предметами, название которых начинается с буквы “А” (или “Т”, или “Ю”). Выигравших в этой игре нет, главное – процесс. Другой известный вариант – игра “в города”. По ходу дела задание можно усложнять: например, называть города только какой-то одной страны или континента. Можно играть в синонимы или антонимы (т. е. подбирать слова со сходным или противоположным значением), сочинять коротенькие стишки (строчку – помощник, строчку – пациент). Игры – хорошая вещь. Но вместе с играми необходимо активизировать и реальную память человека. Просите его вспомнить и рассказать о детстве, о юности, о событиях взрослого периода жизни и пр. Пусть попытается вспомнить стихи или иностранный язык, который он когда-то учил. Пусть в деталях опишет события вчерашнего дня. Пусть больной читает несложные тексты, написанные крупными буквами (рекомендуются детские сказки). После прочтения необходимо задавать больному вопросы по содержанию текста. Самому больному рекомендуется: вечером, перед сном, вспоминать события дня; по воскресеньям вспоминать не только события дня, но и недели; в конце месяца – события месяца; в конце года – события года. Вспоминать рекомендуется спокойно, как посторонний наблюдатель; ежедневно играть в шахматы, учить стихи – это увеличивает объём памяти на 30 процентов. Причем не надо стараться заучивать все сразу, можно использовать метод, по которому в древней Индии ученики мудрецов запоминали строки священных Вед: в первый день ученику говорили первую строку, он её повторял и запоминал. На второй день ему говорили первую и вторую строки, он их повторял и запоминал. На третий день говорили первую, вторую и третью строки, он их повторял и запоминал, и так далее; несколько секунд смотреть на пейзаж, потом отвернуться, постараться вспомнить всё, что было увидено; составлять (не разгадывать, а именно создавать) кроссворды, сканворды, загадки и пр.; вспоминать события двух-, трехгодичной давности. Упражнения выполнять ежедневно.
На первых порах вспоминаются лишь некоторые события, но отступать нельзя, и однажды память “сдастся”: без труда вспомнится любой день жизни, все те места, в которых бывали, все люди, которых знали, все разговоры, которые были…