Функциональная диагностика ОНМК
Цели диагностики: подтвердить диагноз инсульта; дифференцировать ишемический и геморрагический типы инсульта, а также подтипы ишемического инсульта для начала лечения в 3-6 часов от начала инсульта (“терапевтическое окно”); определить показания к медикаментозному тромболизу в первые 1-6 часов от начала инсульта; определить пораженный сосудистый бассейн, размеры и локализацию очага поражения мозга, выраженность отека мозга, наличие крови в желудочках, выраженность смещения срединных структур мозга.
Методы обследования
1. Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга являются методами достоверной диагностики инсультов. Эти обследования проводятся с целью отличить инсульт от иных заболеваний (в первую очередь, от объемных процессов); для дифференциации ишемического и геморрагического характера инсульта; для уточнения размеров, локализации инсульта, выявления кровоизлияния в желудочки мозга; для выявления сужения и закупорки мозговых артерий; для выявления аневризм и кровоизлияний; для диагностики специфических заболеваний сосудов; для диагностики тромбозов вен и венозных синусов; для проведения внутрисосудистого растворения и механического удаления тромба.
Обычно КТ является более доступным методом и имеет некоторое преимущество перед МРТ, выполненной на аппаратах предшествующих поколений. Если применяются современная КТ -,МРТ – аппаратура, диагностические возможности обоих методов приблизительно одинаковы. КТ имеет некоторое преимущество при исследовании костных структур, лучше выявляет свежее кровоизлияние, в то время как МРТ более подходит для оценки структурной патологии головного мозга.
2. Эхоэнцефалоскопия в первые часы от начала инсульта до развития отека мозга обычно не информативна. Тем не менее, в остром периоде могут выявляться признаки смещения срединных структур мозга в рамках объемного образования при опухоли, кровоизлиянии в опухоль, массивном кровоизлиянии в мозг, абсцессе мозга. В целом информативность метода весьма низкая.
3. Исследование спинномозговой жидкости путем проведения спинномозговой пункции при инсультах проводится при отсутствии возможности проведения КТ или МРТ для исключения кровоизлияния в мозг, субарахноидального кровоизлияния, менингита. Ее проведение возможно при исключении объемного образования головного мозга, что в рутинных условиях обеспечивает эхоэнцефалоскопия, которая, тем не менее, не дает полного исключения указанного состояния. Обычно осторожно извлекают не более 3 мл спинномозговой жидкости. Спинномозговая жидкость при ишемических инсультах обычно нормальная или с небольшими воспалительными изменениями. При кровоизлиянии в мозг возможно выявление примеси крови. Также возможно определение воспалительных изменений при менингите.
4. Ультразвуковое исследование (допплерография) сосудов шеи и внутричерепных артерий позволяет выявить снижение или прекращение кровотока, степень закупорки пораженной артерии, наличие спазма или остановки кровообращения при смерти мозга, а также позволяет наблюдать за перемещением тромба, позволяет определить наличие атеросклеротической бляшки и ее состояние, степень закупорки и состояние стенки сосуда. Мало информативна для выявления или исключения аневризм и заболеваний вен и синусов мозга.
5. Церебральная ангиография.
Экстренная церебральная ангиография проводится, как правило, в случаях, когда это необходимо для принятия решения о медикаментозном растворении тромба. При наличии технических возможностей предпочтительнее МРТ или КТ, как менее травматичные методики. Ангиография по срочным показаниям обычно проводится для диагностики артериальной аневризмы при кровоизлиянии. В плановом порядке церебральная ангиография в большинстве случаев служит для верификации и более точной характеристики патологических процессов.
6. Эхокардиография показана при диагностике инсульта, если данные обследования указывают на возможность сердечного заболевания.
7. Исследование различных показателей крови (вязкость, уровень фибриногена и др.) проводится как для диагностики ишемического инсульта, так и для контроля адекватности лечения.